Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе

Функциональная грамотность

План мероприятий МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова, направленных на формирование и оценку ФГ на 2023-2024 уч.г

О проведении диагностических работ по функциональной грамотности

Обучающиеся 8 и 9 классов МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова примут участие в выполнении диагностических работ по функциональной грамотности.
Данные работы проводятся в рамках комплекса мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации национального проекта «Образование».
I этап – с 23 по 27 октября 2023 года (8 класс - читательская грамотность, 9 класс- математическая грамотность);
II этап – с 23 по 30 ноября 2023 года;
III этап – с 18 по 26 декабря 2023 года. 
В диагностических работах принимают участие все обучающиеся Российской Федерации через портал «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/)  в соответствии с установленным графиком проведения диагностических работ.
Подробнее о проекте можно узнать на официальной странице портала «Единое содержание общего образования» 
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» продолжает проведение регулярных семинаров по вопросам организации и проведения диагностики по функциональной грамотности (план семинаров — https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkcziona.).
- инструкция для организации диагностических работ 
https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkczionalnaya-gramotnost/.                                                                               

  - инструкция регистрации РЭШ 
https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/videoinstrukcziya_rabota-na-....

Желаем успешных результатов!

 

О проведении диагностических работ по функциональной грамотности

 

В МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова с 10.04.2023г. по 14.04.2023г. была проведена тематическая Неделя начальных классов.

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие интереса к учебе, формирование функциональной грамотности, активизация познавательной деятельности обучающихся, интеграция учебной, развивающей и воспитательной деятельности.

Все дни недели объединялись одной темой: «Школа – наш умный город». Девизом недели стали слова: «Учимся для жизни – стремимся в будущее». Для проведения Недели начальных классов был разработан план, распределены ответственные за мероприятия.

Каждый день Недели был посвящён различным компетенциям, составным функциональной грамотности:

Понедельник – День финансовой грамотности

Вторник – День коммуникативных компетенций

Среда – День глобальных и естественно-научных компетенций

Четверг – День математической грамотности

Пятница – День читательской грамотности

Понедельник – День финансовой грамотности. Состоялась линейка открытия Недели, посвященная   открытию недели с информацией о программе недели.

В 1 -4 классах была проведена квест-игра «По ступенькам финансовой грамотности» (ответственная Низева В.В.). Преодолевая препятствия, ребята решали финансовые задачи, знакомились с банковской терминологией. Ребусы, загадки, элементы соревновательности только помогали ребятам чувствовать себя увереннее в мире финансов.

Обучающиеся 3 и 4 классов совершили Путешествие по стране Финансляндии (ответственная Ковалева В.В.). Ребята учились зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять математические знания в решении финансовых задач. Интересным было задание на разделение доходов и расходов. С загадками справились в два счета! А вот блиц вопросы заставляли задуматься. Все испытания ученики прошли успешно, все трудности были преодолены.

Вторник – День коммуникативных компетенций. В этот и день прошла большая акция «Научи меня играть» (ответственные Погорелова Т.В., Кирносова О.И.). Все перемены учебного дня были посвящены разучиванию игр. Татьяна Владимировна и Ольга Ивановна напомнили детям хорошо известные, но забытые детские игры, а также познакомили с правилами новых, неизвестных детям, игр. Ребята 1-4 классов поучаствовали в танцевальном флешмобе.

Среда – День глобальных и естественно-научных компетенций – совпал с днем космонавтики. Классными руководителями была оформлена выставка поделок на тему «В мире космонавтики». Ученики 2 класса (кл.руководитель Кошельнякова Н.И.) показали мероприятие, посвященное космосу, первому полёту Юрия Гагарина.

Четверг- День математической грамотности. Обучающиеся 3-4 классов приняли участие в игре «Математический турнир» (ответственная Присячева В.С.), которая была организована с целью привлечение внимания детей к изучению математики, содействия развитию математических способностей. Ребята получили возможность применять свои знания в нестандартной ситуации.

Ученикам 1и 2 классов пришлось потрудиться над головоломками в конкурсе «Эрудиты и грамотеи» (ответственная Кошельнякова Н.И.). Ребята узнали много интересного из истории математики, расширили свой кругозор, выполняя интересные задания и преодолевая все препятствия, встретившиеся на их пути. Ученики достойно прошли все испытания!

Пятница – День читательской грамотности - был представлен часом поэзии «Любовью к родине дыша…»  Ребята читали стихи о Родине, о природе.

Отличная подготовка участников, доброжелательная атмосфера, разнообразие произведений создали мотивацию для развития читательской грамотности и, безусловно, лучших черт характера исполнителей и слушателей.

В завершении недели руководителем МО Ковалевой В.В. проведена линейка закрытия недели начальных классов по формированию функциональной грамотности. Ребята вспомнили всё, что происходило на этой недели. Ребята дружно признали неделю интересной, полезной и увлекательной.

Таким образом, программа предметной Недели начальных классов показала высокую результативность работы учителей начальной школы, сотрудничество и открытость при проведении внеклассных мероприятий. Неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества, креативности. Каждый день педагоги стремились максимально заинтересовать ребят, привлечь к активному участию в мероприятиях. Все мероприятия были проведены на должном организационном и методическом уровне, носили творческий, познавательный и занимательный характер. Учителя начальной школы проявили хорошие организаторские и творческие способности, использовали современные компьютерные технологии. Каждый ребенок имел возможность раскрыться и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности, проявить коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

     Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Банки заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Открытые задания PISA

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Тест «Цифровые компетенции педагога» 

Методические материалы по функциональной грамотности

Приглашаем принять участие в онлайн-марафоне функциональной грамотности от Академии Минпросвещения России

Уважаемые педагоги, учащиеся и родители!

С 6 по 10 декабря 2021 года Академия Минпросвещения России проводит онлайн-марафон функциональной грамотности.

Принять участие в марафоне смогут педагоги, управленческие команды школ, ученики и их родители.

Каждый день в дистанционном режиме участники смогут присоединяться к дискуссионным клубам, мастер-классам и вебинарам, участвовать во встречах с ведущими экспертами в сфере образования. Темами просветительских лекций станут ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития. Кроме того, в ходе мероприятия управленческие команды школ смогут провести самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения.

Страница онлайн-марафона (ссылка)

Ссылки на трансляции:

Время местное!!!

Время

Дата/мероприятие

Ссылка

 

6 декабря:

 

12:00

Открытие марафона. Встреча в студии Академии с заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Зыряновой.

Ссылка

14:00

Дискуссионный клуб со студенческими лидерами общественного мнения педагогических вузов.

Ссылка

16:00

Дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность».

Ссылка

18:00

Диалог на тему: «ФГОС и PISA: единство требований к образовательным результатам».

Ссылка

 

7 декабря:

 

12:00

Специальный выпуск семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы».

Ссылка

14:00

Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении».

Ссылка

16:00

Вебинар «Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся центров цифрового образования «IT-куб».

Ссылка

18:00

Вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности».

Ссылка

 

8 декабря:

 

12:00

Диалог на тему: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности».

Ссылка

14:00

Вебинар «Функциональная грамотность руководителя».

Ссылка

16:00

Вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра «Точка роста».

Ссылка

17:30

Встреча с А. Шляйхером, директором по образованию и навыкам ОЭСР.

Ссылка

 

9 декабря:

 

12:00

Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века».

Ссылка

14:00

Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки».

Ссылка

16:00

Вебинар «Развитие функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов детского технопарка «Кванториум».

Ссылка

18:00

Вебинар «Развитие математической грамотности».

Ссылка

 

10 декабря:

 

12:00

Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности».

Ссылка

14:00

Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации».

Ссылка

16:00

Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности.

Ссылка

 

 

Функциональная грамотность в контексте оценочных процедур